«Буратино»: мечты становятся реальностью. Магнитогорскому театру кукол исполняется 47 лет



Магнитогорск
7 Февраль 2020
Новости

Следующая статья:

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

Магнитогорск. 7 февраля Магнитогорский театр кукол «Буратино» отмечает свой 47-й день рождения. И уже девятый раз вместе с театром встречает этот праздник его директор Алфия Рахимова.

Накануне этого события мы встретились с Алфией Вализяновной, чтобы поговорить о прошлом и
приоткрыть кулису будущего самого любимого магнитогорскими детьми и их
родителями театра.


Алфия Вализяновна, давайте
вернемся в прошлое. Расскажите, как вы попали в «Буратино» и стали его
директором. Что изменилось в жизни театра за эти годы?


Работать в театре «Буратино» – это мечта для каждого, и для меня тоже – с
детства. И мечты сбываются, я захотела, и я это сделала. За это время мы сделали большое количество новых спектаклей, у нас
был свой режиссер, который ставил постановки много лет, но последние годы мы
работаем с приглашенными режиссерами. Такой метод работы выбрали мы, и он дает
свой положительный эффект: обновился репертуар, у каждого режиссера свои
требования, и это позволило привлечь в театр молодых актеров, потому что они были
нужны на ту или иную роль: пусть не так много, но четверо молодых актеров у нас
есть.

Еще одно хорошее новшество, появившееся за последние годы – бэби-театр для малышей двух
— четырех лет. На мой взгляд, именно из бэби-театров появляются зрители,
которые потом придут в большой театр. Не менее ярко, чем дети, воспринимают их
родители, приходят семьями, уходят очень довольными. В этом году мы ставим два
новых спектакля для малышей – «Весеннюю сказку про паучка» и «Зайкину шубку» на
Новый год.

– Директор кукольного театра – такая «детская» и совсем недетская
должность. Насколько трудно им быть?


Это далеко не детская должность, это очень большая ответственность не только за
свой коллектив, в котором 70 человек, но и перед зрителями, которые в театр
придут, а в год к нам приходит порядка 40 тысяч человек.

– В какой-то мере с вашим приходом жизнь театра кукол вышла на новый
круг: в 2012 году он получил грант на постановку спектакля «Буратино». Был ли
этот Буратино близок к тому, с которого начал жизнь театр в 1973 году, или
пытался быть максимально непохожим на своего «дедушку»?

– Буратино Ягодкина не похож абсолютно на Буратино Шраймана – совсем другой режиссер, совсем другая концепция. Этот Буратино получился современным, стильным, хоть и не всеми понятым, я думаю, он имел бы своего зрителя в будущем.

– Наверное, самый крупный проект этого десятилетия – музей «Закулисье».
Как возникла идея его создания и насколько трудно было ее воплотить?

– Идея эта коллективная, всей команды театра. В театре есть огромный кукольный фонд и уникальный архивариус Валит Набиуллин, который хранил всех этих кукол с момента создания нашего театра. Куклы имели разную судьбу, но каждой он давал новую жизнь. Благодаря именно нашему архивариусу, сохранившему этот фонд, все и получилось. Команда театра – Ирина Барановская, Юлия Меледина и другие энтузиасты  подхватили эту идею, смогли создать концепцию и выйти на городской грант «Вдохновение».

Наш музей получился действительно уникальным, много интересных людей уже побывали
на наших экскурсиях. А в конце прошлого года мы приняли участие во
всероссийском конкурсе «Корпоративный музей» и в номинации «Лучший театральный
музей» мы были первыми.

– «Закулисье» – уникальный музей для России, в нем есть возможность не
только посмотреть, но и поучаствовать, потрогать, покрутить, поработать с
куклой…

– В 2017 году я была в музее
московского театра куклы имени С. В. Образцова. Я приехала тогда в Москву на
конкурс «Деловая женщина» (Алфия Рахимова
стала
победительницей
XIII Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех»
в номинации «Лучшая деловая женщина в области культуры»
— ред.). Это очень
богатый музей, огромнейший фонд, есть куклы, например, 1930-х годов, но это все
спрятано в витрины – не потрогать, а только посмотреть. Наше «Закулисье»
уникально тем, что кукол можно подержать, ими поиграть. И дети, и взрослые, и
даже самые серьезные и высокопоставленные люди уходят отсюда с улыбкой.

– Давайте вернемся к жизни самого театра: чем порадуете публику в 2020
году?

– В мае к нам приезжает талантливый режиссер-кукольник Олег Жюгжда. Мы очень его ждем, он очень востребованный режиссер. В конце 2018 года на международном фестивале «Петрушка Великий» в Екатеринбурге я подошла к Олегу Олеговичу: «Мы очень хотим позвать вас в наш легендарный театр «Буратино», рады будем с вами поработать. Как вы к этому отнесетесь?» И он сказал: «С великим удовольствием!» Для меня это было очень неожиданно, потому что я знаю, к нему очередь, но потом Олег Олегович мне написал: «Я готов приехать и у вас работать» и указал 2020 год.

Сам он из Беларуси, его постановочная группа разбросана по всему миру: композитор Павел Кондрусевич также в Беларуси, художник Людмила Гензе живет в данный момент в Германии, и она в феврале из Мюнхена прилетит к нам, чтобы делать постановочную часть спектакля.

Многие в театре не верили в приезд Олега Жюгжды, потому что это буквально мечта. Но
была наша договоренность, наша личная встреча, и мы начали переписку. Мы видели его постановки на фестивалях, каждый его
спектакль – это шедевр. Он – великий Мастер, и для всей нашей труппы это будет
мастер-класс, у этого человека действительно есть, чему поучиться.

Олег Жюгжда будет ставить у нас спектакль по повести Чингиза Айтматова «Белый
пароход». Это постановка для подростков, 12+, фактически у нас сейчас нет
спектаклей для этого возраста. Ставить именно это произведение была его идея,
актеры приняли ее по-разному, плакали, когда читали эту повесть, она очень
грустная, но я уверена, что Олег Олегович сделает из нее «конфетку», и мы будем
вхожи не на один фестиваль. Я думаю, что у нас все получится, потому что мы доверяем
большому мастеру.

В плане оформления документов, обсуждения идеи, названия спектакля дистанционно
мы работаем уж давно. Постановочная команда уже работает вовсю: эскизы к
декорациям делают, песни пишут, композитор работает, инсценировка создается. Олег
Олегович прилетает 11 мая, 12-го начинаются репетиции,
премьера запланирована на 4 июня.

Также мы планируем поучаствовать в областном театральном фестивале, посвященному Дню
Победы. В фестивальную афишу мы вошли, и уже 15 марта в селе Кизильском будем показывать
литературно-музыкальную композицию «Музыкальными дорогами войны».

И это еще не все наши планы на 2020 год, хочется пока
сохранить интригу. А что помимо этого? Участие в фестивалях, написание грантов
– это уже обычная наша работа. Есть и еще одна мечта, пока еще не официальная –
театру предложили сделать плановое задание на капитальный ремонт нашего здания,
начиная с мелочей и заканчивая фасадом и кровлей. Пока это только в планах, но
уже наметки есть.

– Театр активно работает с различными режиссерами. Как вы их находите и
по каким принципам ведете отбор?


Решение, кого пригласить, принимается на худсовете. Хорошо поработали с Павлом
Овсянниковым из Санкт-Петербурга, который нам ставил ряд спектаклей. Последний,
«Рукавичка», уже принес Анне Зверевой победу на фестивале «Морозко» в номинации
«Лучшая актриса театра кукол». Приезжала к нам Варвара Купорова, Варвара-краса,
длинная коса. Наша команда ее выбрала: давайте попробуем, режиссер молодой,
успешно ставит спектакли. Она приехала с художником, девочки поставили
«Удивительные события» по рассказам Михаила Зощенко. Режиссеры любят нашу
труппу, потому что все актеры высокопрофессиональные, с ними легко работать.

– Когда к нам приезжала Варвара Купорова, она говорила: «О, это тот
самый «Буратино», о котором нам рассказывали на лекциях по истории театра!»
Насколько трудно держать марку «того самого театра»?


Марку держим, традиции заложены, и они сохраняются. Любят театр «Буратино» в
нашем городе. Я удивляюсь, когда встречаешь того или иного знакомого, и они говорят:
«Мы у вас постоянные зрители, сами выросли на спектаклях «Буратино» и приводим
своих детей, а кто-то уже и внуков».

Артисты – наша гордость. Когда говорят − труппа возрастная, я с этим не могу согласиться,
потому что нужны разные артисты, и не будет театра, если не будет
преемственности поколений, младшие должны учиться у старших, это было испокон
веку.

Чтобы создать спектакль, надо очень много поработать: произвести закупки, а с учетом
современного законодательства и строжайшей финансовой дисциплины это процесс
непростой, но все преодолевается, и гордость берет, когда видишь, как все это
реализуется потом в ту красоту, что мы видим на сцене. Люди у нас очень
талантливые, высокопрофессиональные: и художники-бутафоры, и артисты, и
обслуживающий персонал. Команда работает как часы, за это я могу быть спокойна.

– В последние два года «Буратино» активный участник федеральной
программе «Большие гастроли для детей и молодежи». С кем удалось подружиться во
время гастролей и с кем хотелось бы?

– Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма работы,
как обмен гастролями. Это положительный урок для нашего коллектива и того
театра, куда мы едем. Это обмен опытом, новая афиша для театра, пополнение его
репертуара и привлечение нового зрителя.

Большой плюс, что в обмене гастролями нам помогает федеральный центр, это появление дополнительных, внебюджетных средств. Например, мечтала побывать в Казани, в детском театре кукол «Экият», и знаете – такое интересное дело: что я мечтаю, непременно сбудется. Так же на фестивале я встретилась с их директором Розой Яппаровой, мы с ней хорошо подружились, и попали с труппой именно туда. Подружились и с артистами из нефтеюганской «Волшебной флейты», которые приезжали к нам в прошлом году.

А еще одна моя мечта – получить «Золотую маску». Я всегда
говорила об этом, и наши бутафоры сделали мне ее копию, подарили на юбилей.
Говорят: надо на нее смотреть, мечтать и улыбаться, тогда мечта сбудется.

«Магнитогорский рабочий» поздравляет «Буратино» с днем
рождения и не сомневается: сбудется и эта мечта!

 



Следующая статья:




Магнитогорск © 2020 ·   Войти   · Наверх