Для чего куплен Стейнвей? Дорогущий инструмент в Магнитогорске практически не востребован



ГЛАС НАРОДА
1 Август 2018
Новости

Предыдущая статья:

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

История с покупкой этого рояля широко обсуждалась в СМИ. Решение принял губернатор Борис Дубровский еще в 2014 году, когда узнал, что выдающийся пианист Денис Мацуев со своим фестивалем не доезжает до Магнитогорска, потому что в городе нет достойного концертного инструмента для звезды такой величины.

Рояль планировалось купить за 5 миллионов, но тут случился Крым, инфляция, курс доллара подскочил, и в результате покупали рояль уже за 9,6 миллиона рублей. Культурная общественность очень радовалась в связи с этим важным приобретением: и Денис Мацуев к нам приедет, и другие не менее великие музыканты теперь будут заглядывать в наш промышленный город.

Планы были грандиозные – Концертное объединение собиралось «под рояль» при сотрудничестве с Московской филармонией регулярно привозить в Магнитогорск звезд классической музыки, пусть не таких «распиаренных», как Мацуев, но не менее талантливых. Был анонсирован проект «Steinway-вечера». В рамках проекта даже состоялось несколько концертов. Приезжали выдающиеся пианисты Владимир Хомяков, Филипп Субботин, победитель I Всероссийского конкурса «Новые имена» Андрей Гугнин… Да и все, пожалуй. Проект канул в лету, так по сути и не начавшись.

Еще, разумеется, теперь раз в год горожан радует своим выступлением маэстро Мацуев, плюс Концертное объединение организовывает еще один-два громких концерта с участием коллективов и исполнителей мировой величины. В минувшем сезоне, например, приезжал квинтет Игоря Бутмана. И раз в год, 1 июня, сыграть на рояле за 10 миллионов могут лучшие учащиеся музыкальных школ. Также рояль, как уточнил директор ДК им. Серго Орджоникидзе Вадим Марченков, был задействован во время гала-концерта фестиваля «Вива, опера!». Вот, собственно, и все. Город и область потратили почти 10 миллионов, чтобы супер-рояль выкатывали на сцену «Орджо» четыре раза в год?

Справедливости ради надо отметить, и без рояля к нам приезжали выдающиеся музыканты. Например, еще до фестиваля Дениса Мацуева в Магнитогорске три года подряд проходил фестиваль «Дни высокой музыки», организованный трагически ушедшим из жизни Дмитрием Коганом. Разумеется, это не значит, что городу не нужен хороший, достойный инструмент. Нужен, конечно. Но если он есть – почему практически не востребован?

За отгадками ходить далеко не надо: рояль, находящийся на балансе города, точнее, Концертного объединения, поставили в самый приличный концертный зал Магнитогорска. Только дело в том, что этот концертный зал принадлежит частному учреждению, которое вынуждено круглосуточно думать о своей рентабельности — и налоги в бюджет платить, и оборудование содержать в исправном состоянии, и коммунальные сборы полным рублем вносить, и большой коллектив обслуживающего персонала содержать. Поэтому, разумеется, как коммерческое учреждение, ДК им. Серго Орджоникидзе, берет деньги за аренду зала, 90-120 тысяч рублей. Ведь концерт – это не только рояль на сцене, но еще и свето-звуковое оборудование, работа персонала. Это делает организацию концертов пианистов пусть и выдающихся, но не всемирно известных, заведомо провальной. Если даже на Башмета организаторам не удалось собрать аншлаг, то что говорить о Владимире Хомякове или еще менее известных исполнителях… Ведь билеты на них не то что за 2000-3000, а даже за 500 рублей магнитогорцы покупать не спешат.

Узнали мы и что думает по этому поводу директор Дворца Вадим Марченков.

«Этот рояль числится на балансе Концертного объединения, – отметил директор учреждения. – Приобрести инструмент помог губернатор Челябинской области. У нас помещение, где рояль хранится и эксплуатируется. Единственный зрительный зал c таким количеством мест – это Дворец Орджоникидзе. Для нас почетно, что рояль стоит у нас во Дворце, благодаря этому к нам приезжают звезды мировой величины. Но если Концертному объединению нерентабельно проводить концерты в нашем зале, почему мы должны соглашаться на очевидный, откровенный убыток?»

Как объяснил Вадим Марченков, сумма за аренду зала для концентов итак не высока, составляет всего 130-150 рублей из расчета на одно зрительное место, то есть это примерно десятая часть от стоимости билета на концерт. И почему если все хотят заработать, в минусе должен оставаться Дворец Орджоникидзе? Разве это справедливо?

«Даже когда приезжают такие звезды, как Мацуев или Гергиев, мы за репетиции дополнительной оплаты не берем, хотя задействовано все оборудование, весь персонал. При таком количестве часов подготовки к концерту мы тоже работаем практически в убыток. В стоимость аренды зала входит и предоставление свето-звукового оборудования. Компании по прокату такого оборудования за его аренду берут 300-350 тысяч рублей, а у нас зал стоит всего 120 тысяч с аналогичным набором звукового и светового оборудования».

Помимо концертов, город оплачивает «Орджо» и хранение инструмента с использованием системы увлажнения, но сумма эта – символическая.

«Это было не наше решение – поставить рояль во дворец, – отметил Вадим Марченков. – Да еще и не всех к этому роялю допускают, насколько мне известно. Если Концертное объединение хочет проводить концерты, увеличивать число мероприятий, наверное, не то место выбрали для его хранения. Есть консерватория – поставили бы там, на рояле играли бы каждый день дети. Культура в принципе не может быть прибыльной, а мы – коммерческое предприятие, если мы будем работать в убыток, нам зададут вопросы и собственник, и налоговая инспекция. Мы не можем работать ниже себестоимости. Если работать ниже себестоимости, кто будет компенсировать убытки? От города на содержание дворца мы ни копейки не получаем, из муниципального бюджета не могут выделяться средства на содержание коммерческого учреждения культуры».

В общем, ситуация непростая. Рояль купили, зала своего нет, рояль стоит и практически не используется. Что тоже не есть благо для инструмента. Привозить музыкантов «в минус» или «в ноль» никто не хочет. Так что если город или даже губернатор – ведь по его иницитиве в конце концов покупался рояль – не придумают, как решить эту проблему, инструмент так и будет стоять в «Орджо» в ожидании очень редких приездов мировых звезд классической музыки. А учитывая стоимость билетов на эти концерты – 1000-2000 и более рублей – насладиться звучанием великолепного инструмента смогут далеко не все горожане.

 



Предыдущая статья:




 Архивы
ГЛАС НАРОДА © 2018 ·   Войти   · Наверх