Первый «Клинч» не комом. Магнитогорцы оценили кинорежиссёрский дебют Сергея Пускепалиса



Магнитогорск
14 Ноябрь 2015
Магнитогорск

Следующая статья:

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

Магнитогорцы с интересом следят за развитием творческой биографии бывшего главрежа драмы

Всю неделю в городе проходят показы фильма нашего земляка.

Нет кино в своём Отечестве?

Кажется, мы можем потерять его – неповторимого киноактера, проповедующего особый стиль «не-игры» – довольно скупой в средствах, но удивительно проникновенной, которой, кажется, поверил бы и сам Станиславский. Создающего реально осязаемые, «настоящие», «из жизни», к тому же правильные и «глубоко очеловеченные» мужские образы, не деформированные метросексуализмом, мачизмом, бандитскими наклонностями и прочими надоевшими пуще горькой редьки крайностями.

Самобытный актер Пускепалис вынужден в последнее время отказываться от новых ролей, уступая дорогу Пускепалису-кинорежиссеру, целиком и полностью захваченному съемочным процессом. Оказывается, весь актерский опыт заслуженного артиста России, поощренный массой фестивальных наград, был «заочным ВГИКом», вхождением в профессию кинорежиссера, о которой театральный режиссер Пускепалис грезил уже давно, – во всем этом Сергей Витауто признался на пресс-конференции, состоявшейся перед магнитогорской премьерой его первого «кинодетища» – фильма «Клинч».

– Актерская профессия очень зависимая, а я стараюсь быть независимым. Жизненные цели у меня другие, – поясняет Пускепалис. При этом он прекрасно осознает, что институт продюсерства, отвечающий за прокатную жизнь фильма, в России не развит, и хорошее русское кино до зрителей кинотеатров почти не доходит, стало быть, оно «не кассовое».

– Сейчас приходит понимание того, что не только то, что «ниже пояса», приносит деньги, – констатирует Сергей Пускепалис.

– Должно быть, престижно ходить на русское кино в кинотеатр, – поддержал его кинопрокатчик Виталий Старков, приглашая магнитогорскую публику на просмотры. И даже предложил зрителям «выйти на связь» и заявить о своих запросах в этой области.

К слову, бюджет «Клинча» составляет один миллион двести тысяч долларов. Еще примерно столько же должно быть вложено в рекламу, чтобы зашла речь о возможности коммерческого успеха картины. В общем, финансовое благополучие кинорежиссеров маячит пока в очень отдаленной перспективе. И все же Пускепалис рвется в профессию, ибо, как и большинство из тех, кто сегодня работает в ней в России, не снимать не может.

Нокаутирует совесть

В «Клинче» Пускепалис сохранил верность идеалам – центральную проблему фильма он вместе с автором сценария Алексеем Слаповским «достает» из обыденной, повседневной жизни обычного человека – нет, не боксера, а учителя литературы Виталия Федорова в исполнении народного артиста России Алексея Серебрякова. Кстати, со Слаповским у Пускепалиса давние творческие связи – свой путь в театральной режиссуре Сергей Витауто также начинал с пьесы этого драматурга и ставил спектакли по его сочинениям неоднократно. А впереди уже маячат новые «киновершины», которые они будут брать в одной связке. «Он пишет то, что я думаю», – говорит о Слаповском Пускепалис.

Боксерский термин в названии фильма и пьесы обусловлен характером и остротой конфликта. На поверхности лежит внешнее столкновение учителя и ученицы – представителей поколений отцов и детей. Но на самом деле конфликт развивается в душе героя.

А «такая дерзкая» бывшая ученица Вита (кинодебют актрисы Анастасии Домской) – это символ его же собственной совести, так пояснил скрытый смысл образа сам режиссер. А кто-то увидел в Вите жизнь.

Собственная совесть преследует главного героя фильма и бросает ему жестокий вызов. Это кино, по сути, не о школе как таковой, а скорее о человеке, который, по словам Пускепалиса, «определяет будущее», – именно в его душе «поселяется» проблема, его внутреннюю борьбу наблюдает зритель.

Это картина о человеке, чья совесть, несмотря на его попытки закрыть глаза на безрадостные ре-алии времени и подавить в себе неприятие действительности, все еще жива и гложет его – а потому в конце он оказывается способным на Поступок. Фильм о человеке, который и тогда, когда уже почти все учителя-мужчины покинули школу, продолжает преподавать словесность, при этом стесняясь признаться товарищам, что любит свою профессию. Что жизнь свою положил на любимое дело, посвятил всего себя ученикам, которые в большинстве остаются непробиваемо равнодушными и к литературе, и к его высоким чувствам.

– Жизнь учителя сегодня немногим отличается от жизни боевого офицера, – заметил Сергей Пускепалис, напомнивший, что когда-то профессия педагога была сугубо мужской и, по сути, требует мужских качеств.

«Клинч» многие сравнивают с «Доживем до понедельника», «Дорогой Еленой Сергеевной», «Ге-ограф глобус пропил» и другими лентами. Однако, снимая фильм, Пускепалис ни с кого не «срисовывал» ни героя, ни ситуации, ни приемы. А своего Виталия Федорова он сравнил с гоголевским Акакием Акакиевичем из «Шинели», в котором тоже обстоятельства жизни давили до поры до времени внутреннюю мощь, после смерти героя вырвавшуюся-таки на свободу и натворившую много дел. Вот и с учителем Виталием Борисовичем перед лицом смертельной опасности происходит что-то похожее. Но к этому исходу ведет долгий и изнурительный путь испытаний, скорее даже издевательств, учиненных над ним и его женой и сыном (Агриппина Стеклова, Вячеслав Евлантьев) «совестью по имени Вита».

В фильме снимались и магнитогорцы, например, директор одного из деловых центров Рафаэль Сайфумулюков, бывший актер драмтеатра Андрей Коровниченко. Ставший Пускепалису родным Магнитогорск звучит и в сводке погоды по радио.

Благословение

Материал театральной пьесы, до киновоплощения поставленный Пускепалисом на театральной сцене и имевший успех у зрителей Уфы, конечно, сопротивлялся «кинопереложению» и сохранил свою театральность. Критики утонули в разнообразии жанровых определений картины: хоррор, абсурдистская драма, психологический боевик, черная комедия, трагифарс, гиньоль, треш, триллер, бандитская драма… Режиссер ловко «жонглирует» жанрами, а каждый зритель воспринимает и понимает фильм по-своему.

Непростое это кино уже удостоено весомых наград российских кинофестивалей – «Золотой Феникс» (за лучший дебют) и «Амурская осень» (за режиссерский дебют). А это значит, что киносообщество приняло Пускепалиса-режиссера и заинтересовалось им как художником с ярким индивидуальным почерком и остроактуальными идеями.

Магнитогорцы смотрят «Клинч» на протяжении всей этой недели, а 18 ноября киноманы будут обсуждать фильм в киноклубе «P. S.».

 



Следующая статья:




Магнитогорск © 2020 ·   Войти   · Наверх