Развод в Сети



Магнитогорск
29 Июль 2015
Магнитогорск





Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

Случаев мошенничества с использованием сотовой связи меньше не становится.

 

Остап Бендер, наверное, будь он не вымышленным персонажем, скрипел бы зубами от невозможности применить на практике схемы «честного» отъёма денег у населения, которых нынче развелось видимо-невидимо.

 

-Много читала о том, как сегодня разводят людей на деньги через мобильный телефон, — рассказала читательница «ММ» Таисия Беркутова. — И не думала, что едва не попадусь на одну из уловок мошенников. Смс с информацией о пополнении баланса приходит всем. У нас принято класть на счёт деньги и себе, и другим членам семьи. Несколько раз было, когда чужие люди перепутывали одну цифру и забрасывали средства на телефон, а потом просили вернуть. Ошибиться может каждый — понятное дело, что возвращали. Вот такую схему нечистые на руку и решили использовать. Приходит сообщение: «Зачислено 150 рублей через такой-то банк». На работе разбираться, откуда деньги, было некогда. Проходит час, и прилетает следующее сообщение: «Ошибочно положила деньги. Верните, пожалуйста, моей дочери на  номер такой-то». Когда выдалась свободная минута, доехала до терминала. Но в последний момент как осенило: дай, думаю, баланс проверю. А там никаких 150 рублей и не прибавилось.

 

Звонок читательницы побудил вновь обратиться к теме мобильного мошенничества. По данным опроса,  проведённого одним из порталов, более половины респондентов  проявляют осторожность и никогда не реагируют на подозрительные смс-сообщения. Треть ставших жертвами мошенников самостоятельно совершили действия, после которых баланс на телефоне значительно уменьшился, а 21 процент — не отправляли сообщения и не отвечали на звонки, но деньги у них всё равно списывали.

 

По данным экспертов, каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более десяти миллиардов рублей. Среди наиболее часто встречающихся случаев обмана абонентов, к сожалению, несмотря на законодательство, выделяется недобросовестность мобильных операторов. Заключая с клиентом договор, оператор обязан обеспечить защиту счёта абонента. Но сотовые операторы сами часто инициируют подключение платных услуг. К примеру, музыкальный дозвон: это когда при звонке на ваш номер другой абонент слышит мелодию, а не гудок. На период тестирования услуга может быть подключена бесплатно, а потом — за деньги. 1,2-1,5 рубля в день выливается в круглую сумму за месяц. При этом мошенничеством назвать такие действия сложно, это скорее маркетинговый ход, ведь  абонент сам согласился на услугу. Сюда же можно отнести смс с предложением поучаствовать в лотерее или викторине без указания стоимости исходящего сообщения. При этом вопросы часто оказываются несложными, что поощряет отправлять ответы на них в надежде выиграть приз.

 

Другая категория мошенничества — действия контент-провайдеров, предлагающих платные услуги или сервисы с использованием коротких номеров. Нередко сообщения содержат ссылку на интернет-сайт, перейдя по которой, можно заразить операционную систему телефона вирусом, периодически отправляющим без ведома владельца телефона смс  на короткие номера либо единовременно списывающим какую-то сумму денег со счёта. Распространённым способом развода абонентов мобильными комбинаторами становится и рассылка сообщений или звонок якобы от имени оператора с предложением сменить тариф, подключить новые услуги, разблокировать телефон, для чего требуется отправить ответное смс-сообщение, которое, естественно, окажется довольно дорогим. Или приходит уведомление о необходимости перерегистрироваться в Сети якобы после установки нового оборудования. Набрать определённую комбинацию цифр на клавиатуре телефона, в результате чего некоторая сумма денег переводится мошеннику или же тот получает доступ к личному кабинету абонента на сайте оператора и осуществляет перевод самостоятельно.

 

Нет спасения от виртуальных мошенничеств и для телефонов с современными операционными системами. Мошенники разрабатывают специальные приложения, внешне безобидные и даже полезные, в которых незаметно для пользователя прошито вредоносное программное обеспечение. Такие скрытые программы действуют по принципу компьютерного вируса и также могут уменьшить баланс, отправляя без предупреждения смс на платные номера.

 

В последнее время участились случаи жульничества с целью получения доступа к банковскому счёту. Это касается тех, кто любит покупать товары и услуги через Интернет. Сайты магазинов требуют для подтверждения оплаты указать данные банковской карты не в специальном поле на страничке сети, а в смс-сообщении на короткий номер.

 

К сожалению, перечислять способы обмана абонентов сотовой связи можно ещё долго.  А вот как от них защититься?

 

Пришли деньги? Проверьте баланс и уточните, с какого номера: если обычный 11-значный, то вряд ли это банк. Проявлять бдительность нужно и перед отправкой смс-сообщения на короткий номер и не раскрывать при этом персональные данные, в том числе платёжные реквизиты, а также с осторожностью относиться к переходу по ссылкам. Крупные мобильные операторы предоставляют бесплатную услугу по блокировке приёма и отправки сообщений на короткие номера, а также позволяют узнать перед отправкой смс на короткий номер его точную стоимость.

 

Если вы уже стали жертвой смс-мошенников, то можно попытаться с этим бороться. Особенно если обманули  вас при помощь трёхзначного номера.  Взять от компании сотовой связи детализацию счёта для установления факта незаконного списания денег. Написать заявление, указав обстоятельства потери средств, списанную с баланса сумму и номер, который использовали злоумышленники. Аналогичное заявление отправить провайдеру, использующему короткий номер, — найти его можно через Интернет.  Даже если абонент сам подписался на платную смс-рассылку, оператор может вернуть часть списанных средств добровольно. Отказали? Пишите в Роспотребнадзор и полицию о мошенничестве.  Обращайтесь в суд с требованием о возмещении причинённого ущерба. А если были разглашены персональные данные — и о возмещении морального вреда. Действия смс-мошенников по закону расцениваются как мелкое хищение чужого имущества и влечёт наложение административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Правда, статья начинает работать всё с того же МРОТ: хищение  чужого имущества признаётся мелким, если стоимость похищенного не превышает один МРОТ, установленный законодательством Российской Федерации.

 

Как признают специалисты, судебная практика в этом вопросе ещё не полностью сформировалась, но чем больше будет обращений, тем больше шансов, что это безобразие когда-то прекратится. Здравого  смысла, конечно, ещё никто не отменял, но и государство должно ставить заслон для неправомерных действий ушлых комбинаторов.






Магнитогорск © 2018 ·   Войти   · Наверх