Соблюдая баланс интересов



Магнитогорск
27 Июль 2015
Магнитогорск

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)


В Магнитогорске обсудили актуальные вопросы в сфере антимонопольного законодательства.


Тем для обсуждения у представителей УФАС по Челябинской области и предпринимателей  оказалось немало: деятельность антимонопольной службы в отношении малого и среднего бизнеса, правила, регулирующие деятельность торговых сетей, их взаимоотношения с местными товаропроизводителями, а также требования в сфере госзакупок.


Кому в сетях жить хорошо


Самым острым из затронутых стал вопрос регулирования торговой деятельности. Предприниматели Магнитки пожаловались представителям контролирующего органа, что происходит повсеместное засилье торговых сетей, с которыми практически невозможно конкурировать.


Есть предусмотренная  в законодательстве методика, рассчитывающая предельный порог участия сети — 25 процентов — в обороте общегородской выручки. Если сеть его превышает, то ей запрещено приобретать дополнительные торговые площади. Предприниматели считают, что этот порог нужно снизить, замечания будут переданы для внесения изменений в законодательство.   До первого сентября рассчитают долю сетей в каждом городе. Всех данных пока нет, но из того, что уже удалось собрать, можно озвучить: в Магнитогорске увеличилась доля присутствия на рынке «Магнита» — с 9 до 14 процентов; «Молния», «Спар» составляют 0, 89 процента, «Монетка» — 1,38, «Ситно» — 6,95.  Таким образом  сетей, превышающих норму, в Магнитке нет. На контроле УФАС шесть муниципалитетов Челябинской области: Озёрск, Локомотивный, Южноуральск, Бреды, Сатка, Еманжелинск, сделки торговых сетей по приобретению дополнительных помещений сверх разрешённого порога рассматриваются в суде. 


— Большая дискуссия была в части введения ограничительных мер в отношении  больших сетей, — поделилась заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Рысева. — Открытие новых магазинов вынуждает местного предпринимателя уходить с рынка, поскольку он не выдерживает конкуренцию ни по цене, ни по ассортименту. Ориентируясь на практики других государств, предприниматели настаивают на модернизации законодательства и введении ряда ограничительных мер, в том числе по режиму работы, ассортименту. Конечно,  есть ещё мнение другого, а вернее,  основного участника рынка — потребителя, который выбирает, где удобнее и дешевле. Но любое государство должно найти идеальный баланс интересов между потребителем и бизнесом. И магазины шаговой доступности, на мой взгляд, способны конкурировать,  предлагая товар эксклюзивный, местного производителя.  Законодательство в сфере торговли молодое, и оно, безусловно, нуждается в корректировке.


Вопросы местного значения


Заместитель руководителя УФАС по Челябинской области рассказала, что среди поднятых участниками семинара вопросов были те, что волнуют жителей города:  стоимость авиаперевозок из магнитогорского аэропорта и цены на бензин.


— Данные, которые представлены, позволили сделать вывод, что установленная цена обоснована, защищена, — заключила Елена Рысева. — Говорить о завышенной монопольной цене не приходится, поэтому по обращениям было отказано в возбуждении дел и принятии мер реагирования. Магнитогорск не субъект Российской Федерации, а муниципальное образование. Если сравнить сопоставимость рынков других регионов, то у них один аэропорт — в областном центре. Анализ позволил сделать вывод, что  магнитогорцы  вполне могут воспользоваться предложениями других перевозчиков, которые летают из Челябинска и Уфы.


Что касается стоимости топлива, то Челябинская область не является ценообразующим регионом: нет ни нефти, ни нефтеперерабатывающих заводов. Сырьё только привозное. ФАС осуществляет  контроль в рамках предоставленных полномочий, в том числе еженедельно проводит мониторинг на территории  области, чтобы не допустить монопольно высоких цен на мелкооптовом рынке и розничном рынке, где доминируют хозяйствующие субъекты. И второй момент: антимонопольная служба следит, чтобы  не было фактов картельного  сговора для установления сверхприбылей. А также контролирует маржу между оптом и розницей, ценой завода-изготовителя и заправочными станциями. По каждому случаю увеличения цены  проводят комплексную проверку. С 2010 года нарушений на рынке продажи бензина не выявлено, то есть установленная цена обоснована.


 — Цена на нефтепродукты, конечно,  зависит от цен на мировом рынке, — считает Елена Григорьевна. — Многие спрашивают: почему при изменении стоимости нефти там это не транслируется сразу на региональные и розничные рынки? И здесь нужно понимать, что в структуре цены на бензин 60 процентов — налоги, доля же самого сырья минимальна. 


Нарушая — отвечай


Основными нарушителями антимонопольного законодательства традиционно являются ресурсоснабжающие организации, которые оказывают социально значимые виды деятельности: поставку воды, тепла, газа. Много обращений, связанных с выдачей технических условий на подключения.


В сфере ЖКХ полномочия УФАС  претерпели изменения. Если вопросы регулируются законодательством о защите прав потребителей и Жилищным кодексом, то это не входит теперь в полномочия антимонопольных органов. Хотя традиционно УФАС держало на контроле вопросы  перерасчётов, правильности применения ОДН.


Поступали обращения в отношении регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов. Сначала со стороны банков:  где размещать средства? Потом возникли вопросы по отбору компаний, которые будут распечатывать и доставлять квитанции . Затем возникли недоразумения  по порядку организации и проведения торгов на отбор подрядных  организаций. Кроме того, УФАС усмотрело нарушения в том, что региональный оператор не размещает публично информацию об объёме выполненных работ: её  можно получить, но  только придя лично в офис ответственного за капитальный ремонт.


В целом в 1 полугодии 2015 года Челябинским УФАС России рассмотрено 1523 обращения и заявления, что почти вполовину меньше, чем за такой же  период прошлого года. Положительная тенденция наметилась благодаря  снижению числа обращений на ненадлежащую СМС-рекламу в связи с изменениями в законе  «О связи». Обращаются жители области и по вопросам защиты  прав потребителей при оказании финансовых услуг и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта.


Значительно выросло количество обращений на антиконкурентные действия органов власти. Более половины из 143 обращений  завершены возбуждением дела и вынесением решения о признании нарушений действующего законодательства, которые негативно влияют на конкурентную среду на товарных рынках. За антиконкурентные согласованные действия на рынке ОСАГО на страховые компании  наложено более 23 миллионов  рублей административных штрафов.


В правах все равны


Особо отметили специалисты антимонопольной службы  сокращение обращений по нарушениям законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. При этом жалоб на конкретную закупку меньше не стало, правда, доля обоснованных несколько сократилась.


— С каждым годом растёт число выявленных нарушений, — заметила заместитель начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд УФАС  по Челябинской области Ксения Долгополова. — С января 2015 года вступил в силу новый закон, регулирующий госзакупки, который содержит много категоричных норм. Если в 2014 году было более 800 жалоб на действия государственных, муниципальных заказчиков и бюджетных организаций, то  за первое полугодие 2015 года их уже  450. Самые проблемные сферы — строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капстроительства, закупка услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, закупка изделий медицинского  назначения и лекарств. 


В 2014 году было много нарушений: закон сырой, и заказчики и исполнители многих нюансов не знали. В 2015-м проблем  стало меньше, но  начались нарушения в области антимонопольного  законодательства:  формирование лотов, «заточка» товаров под одного  производителя, создание условий конкретным участникам закупки.


По всем случаям нарушения антимонопольного законодательства необходимо обращаться в УФАС. Это можно сделать письменно по почте, в электронном варианте и непосредственно на сайте  http://chel.fas.gov.ru/ через раздел сайта «Обратная связь» и «Онлайн-приёмную» на 74.ru.






Alpha lipoic acid 100 mg benefits
Антиоксидант Alpha Lipoic Now Foods купить для молодости и здоровья
vitaminonline.ru
Магнитогорск © 2018 ·   Войти   · Наверх