Взмахи полотняных крыл



ГЛАС НАРОДА
24 Июль 2015
Магнитогорск

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

Полвека назад яхтинг в Магнитке был развит повсеместно, а теперь это — экзотика.

 

Парусники кружат на озере Банное по замысловатому маршруту-лабиринту, выбравшийся из которого первым и станет победителем регаты. Меж них гудит моторная лодка: фотограф ловит яхты в объектив в «их естественной среде обитания». Но начинает накрапывать дождь, налетает прохладный ветер, по глади ползёт рябь, а затем вырастают и волны. Внезапно моторка налетает на одну из них, и вода накрывает нас с головой.

 

А казалось, день обещал быть солнечным. Но не зря Банное считается у яхтсменов уникальным: говорят, такого же водоёма, где ветер чуть ли не мгновенно меняется с двух до 34-х узлов, в России больше не встретишь. Узел, кстати, — это почти два километра в час. Так вот до старта гонки даже узла не ощущалось. По крайней мере, на берегу. Зато накануне во время тренировочных выходов порывы ветра сломали мачту на яхте «Вера», и я застал её экипаж за напряжённым ремонтом.

 

Регату «Паруса Магнитки» организовал Торговый дом ММК ко Дню металлурга. Сначала планировали проведение на заводском пруду напротив монумента «Тыл — Фронту». Но не вышло из-за низкого уровня воды: яхте нужна глубина минимум метр семьдесят, а иначе, пришвартовываясь, она просто сядет на мель. Поэтому публики как таковой на регате не было. Впрочем, директор Торгового дома Алексей Кузьмин уверен, что соревнования станут популярными и войдут в календарь федерации парусного спорта.

 

— Яхтсменов можно пересчитать по пальцам, но яхтинг в Магнитогорске всё-таки есть, — говорит Алексей Юрьевич. — Укоренилось мнение, что яхты приобретают лишь состоятельные люди. Я же считаю, что лодка — это результат труда и желания иметь лодку. Знаю таких, кто строил яхты своими руками буквально из подручных материалов. Кроме того на любом водохранилище есть много брошенных лодок. Если их подремонтировать, можно спокойно ходить под парусом и даже выступать в соревнованиях. Конечно, без затрат не обойдётся, но они будут не такими уж внушительными.

 

Торговый дом ММК организовал регату на базе яхт-клуба МГТУ, ныне покойный ректор которого Николай Иванов «привёз» парусный спорт в Магнитку с Волги в 50-х годах прошлого века. В институтском яхт-клубе времён Иванова были суда всех олимпийских классов, а водную станцию ММК, при основных производствах которого работало три детских клуба, знали во всём Советском Союзе. В 1972 году яхтсмены стали осваивать акваторию Банного, а чуть позже —  точную дату никто не помнит —  студенты построили на озере водную базу. Она стоит до сих пор, но требует капитального ремонта. На одной из бетонных плит, которая служит чем-то вроде части стены, которая сливается с кирпичной кладкой, выбито число 1978 и звёздочка знака качества СССР. Но крыша строения проржавела, обзавелась сквозными дырами, по периметру, где между металлом и кусками рубероида нанесло земли, проросли заячья капуста, полынь и даже берёзка. Кладка местами обваливается, а на причал рискнули ступить лишь участники регаты. Иными словами, если уж возрождать парусный спорт в Магнитогорске, неплохо бы начать с того места, где этот спорт смог бы базироваться. Правда, на Верхнеуральском водохранилище тоже есть яхт-клуб, однако он частный. В идеале же клуб должен быть на акватории заводского пруда…

 

Евгения Абрамова пригласил капитан «Веры» стать на время регаты членом экипажа, потому что Абрамов  — фигура в яхтинге известная. Впервые он оказался на паруснике в 1968 году, когда ему было 11 лет, и с тех пор ещё «не отошёл». Говорит, что парус — это болезнь, а борьба со стихией завораживает.

 

Всю жизнь он прослужил в милиции, а когда  вышел на пенсию, ему предоставился шанс, выпадающий раз в жизни. Яхтсмен Виктор Кутищев, тоже наш земляк, пригласил Евгения Гавриловича принять участие в кругосветном путешествии. Нужны были люди, готовые всё бросить и полтора года бороздить моря и океаны, а ещё —  умеющие обращаться с парусами. Пенсионер Абрамов подходил по всем параметрам. Впрочем, кругосветку он так и не совершил — яхта Кутищева стартовала в Хорватии, а на архипелаге Фиджи Абрамов сошёл с лодки и отправился домой. Его сразу предупредили, что состав экипажа будет меняться, потому что не каждый выдержит такое плавание. Евгений Гаврилович выдержал бы, но организатор кругосветки предпочёл продолжить путешествие с профессиональным моряком из Эстонии, который отлично знал английский, особенно морские термины.

 

Спрашиваю Абрамова о перспективах возрождения парусного спорта в Магнитке. Он скептически отвечает, что нужен сёрьёзный спонсор, которому не накладно будет взять детский яхтинг под крыло. Во время кругосветки Евгений Гаврилович видел много стран, где развивается детский яхтенный спорт. Самый большой клуб для малолетних моряков на Канарских островах: ежедневно десятки лодочек вывозят катерами подальше от берега, и ребята не просто играют, а по-настоящему тренируются. Но многие зарубежные прибрежные зоны  — это дрейфующие свалки. В Италии и Бразилии, чтобы выйти в море, команде Кутищева приходилось расчищать путь лодке от крупного бытового мусора. Хотя в Аргентине на побережьях идеальный порядок. Там заниматься яхтингом — благодать. Банное Аргентине в этом почти не уступает.

 

В регате «Паруса Магнитки» приняли участие семь экипажей: четыре из местного клуба «Лазурный», один из Москвы и один из Челябинска. А яхту «Ветерок» выставил на соревнования Торговый дом ММК. Капитаном пригласили Геннадия Чернышкова — опытного спортсмена. Другими членами экипажа стали его сыновья Георгий и Олег, а также менеджер административно-хозяйственной службы и рекламы Торгового дома Дмитрий Бахчеев.

 

Яхты на регате были одного класса, но отличались водоизмещением: одни более спортивные, другие — туристические с большой рубкой, где можно вполне комфортно расположиться на отдых. Впрочем, по словам Абрамова, на Банном такие детали, как уровень подготовки экипажа, существенной роли не играют, и многое зависит от везения. Здесь во время парусной гонки можно оставить соперников далеко позади, но, возвращаясь обратно, проиграть в пух и прах.

 

Экипаж «Ветерка» первым подготовил лодку к началу старта, но когда парусники отчалили, запутались мотором в водорослях — без мотора, увы, на глубину не выйти, хотя во время регаты, если не грозит опасность столкновения, пользоваться им нельзя. Однако подводная растительность уступила желанию яхтсменов если уж и принять поражение, то в борьбе, а не по «техническим причинам». А вот «Веру» восстановить так и не успели, и команда из участников превратилась в зрителей. Евгений Абрамов, однако, без дела не остался: его взяли в судейскую комиссию.

 

Когда яхты кружили в замысловатом танце на водной глади, налетел шквальный ветер и пошёл дождь. Нашей «журналисткой» моторке пришлось отправляться к берегу, а волны разбивались об её нос, и водой нас окатывало будь здоров. Позади оставался эпицентр регаты, и судейская лодка, на которой Абрамов, вымокший до нитки, пристально смотрел на участников, не обращая внимания на капризы погоды…

 

Регата была поделена на пять гонок, в которых «Ветерок» выиграл дважды. И «Вингс» с капитаном Эдуардом Отшиваловым тоже одержал две победы. Яхта «Франт» под командованием Олега Савина выиграла один раз, но четырежды приходила второй, и потому в общем зачёте оказалась абсолютным победителем. «Ветерок» взял серебро, а «Вингс» бронзу.

 

Яхтсмены говорят, что регата позволяет им отшлифовать мастерство. Конечно, озеру далеко просторами до моря, но моря покоряются не просто смелым, а тем, кто умеет воевать со стихией. Лучшая награда, добытая на паруснике, — чувство свободы, когда ветер наполняет полотняное крыло.






 Архивы
ГЛАС НАРОДА © 2018 ·   Войти   · Наверх