Хозяйка центральной диспетчерской



Магнитогорск
25 Сентябрь 2015
Магнитогорск

Предыдущая статья:

Магнитогoрск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала и в России четвертый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Город трудовой доблести и славы (с 2015 г.)

Счастье для Галины Павловой — крепкая семья и любимая работа.

В юбилейный для муниципального предприятия «Магнитогорский городской транспорт» год хочется вспомнить прошлое, а потом попытаться заглянуть за горизонт будущего.

80 лет — возраст солидный. Городской трамвай пережил и эпоху взлёта, и годы кризиса. А сегодня есть повод и для тревог, и для оптимизма. Диспетчер центрального пункта Галина Павлова знает об этом как никто другой — 31 год её жизни связан с Маггортрансом.

Притяжение Магнитки

В Магнитогорск Галина приехала с мамой — позвал мамин брат, пообещал поддержать на новом месте. Большой город — возможность получить хорошее образование, о котором в посёлке Измайлово Барышского района Ульяновской области мечтать не приходилось.

В 1981 году Галина окончила механический факультет Магнитогорского горно-металлургического института, получила специальность «инженер промышленного транспорта». Талантливой выпускнице предлагали поехать в Челябинск или Свердловск, но она, увидев заявку из Оренбуржья, попросилась именно туда — манило неизведанное, к тому же девушка выбрала город, где жила подруга детства. Работала в отделе снабжения Бузулукского завода тяжёлого машиностроения. Молодую, не обременённую семейными заботами сотрудницу часто посылали в командировки, в том числе в ставшую родной Магнитку. А когда Галина вышла замуж, то захотела вернуться, жить рядом с мамой, по состоянию здоровья уже нуждавшейся в дочерней заботе. Супруг идею переезда горячо одобрил.

Павловы пришли в отдел кадров Магнитогорского металлургического комбината. Владимира направили работать токарем в цех механизации управления главного механика, Галине тоже предложили работу по специальности — в управлении трамваев, которое тогда, в 1984-м, было не муниципальным предприятием, а структурой ММК.

Диспетчеров называли сигналистами. Галина трудилась на конечной кольцевой остановке на перекрёстке улиц Труда и Советской. Третье трамвайное депо ещё не построили, а диспетчерская располагалась там, где ныне высится белая «свечка» многоэтажки.

В семье Павловых родился сын, потом — дочка. Галина Абдулловна тратить декретное время зря не пожелала. Дочурка общительная, уже в год к яслям привыкла сразу же — так почему не продолжить образование? Диспетчер Галина Павлова захотела стать водителем трамвая, тем более что систему работы знала не понаслышке.

Поначалу в отделе кадров ей категорически отказали: «Как, с дипломом о высшем образовании идти в училище?!» Но молодая женщина настояла на своём — характера ей уже тогда было не занимать. Десять месяцев в 97-м училище — и мечта сбылась.

За контроллером трамвая

Сначала Галина Павлова была вагоновожатой первого маршрута, который начинался на рудоиспытательной станции — РИСе. Чтобы успеть к началу смены, из дома надо было выходить в четыре часа утра. Темно, страшно. Договаривались с живущими неподалёку коллегами, и по двое, по трое шли с Калмыкова до перекрёстка улицы Труда и проспекта Карла Маркса, там садились на служебный трамвай. Галина Абдулловна водила «тройку», затем, когда построили ветку по Труда по направлению к Коробова, её перевели на маршрут № 7, чтобы маме двоих детей было легче на работу добираться…

За 16 лет работы водителем трамвая Галине Абдулловне довелось работать на нескольких городских маршрутах, «приписанных» к трём трамвайным депо Магнитки.

Работа интересная, но с огромным грузом ответственности. Водитель трамвая отвечает за безопасность и пассажиров, и пешеходов, переходящих дорогу, и автолюбителей — словом, всех участников движения. Случись беда — грозит уголовная ответственность. В самой стрессовой ситуации важно сохранить холодную голову — чтобы самообладания хватило в первую очередь на звонок диспетчеру с чётким изложением того, что произошло. И уже диспетчер будет действовать по нужному алгоритму, вызовет аварийную службу, ГИБДД, при необходимости — скорую.

Галине повезло — трагедий на рельсах в её смены не случалось. Аварии в её практике были — несколько столкновений по вине неосторожных и невнимательных автолюбителей, к счастью, без пострадавших. Порой водители трамваев после ДТП с жертвами подолгу не могут выйти на маршрут — какое-то время перегоняют вагоны в депо, а потом или возвращаются, или меняют профессию. Галина Абдулловна рассказывает, насколько основательную подготовку проходили вагоновожатые. Закончить профессионально-техническое училище — лишь первый шаг к обретению мастерства. Затем — полтора-два месяца практики под руководством наставника. И только после этого — первый самостоятельный выезд. Где, по примете, непременно случится какое-то ЧП — поломка, сбой в оборудовании. Сумеешь быстро сориентироваться в ситуации и справиться с форс-мажором — значит прошёл боевое крещение.

Диспетчер-виртуоз

Водитель трамвая — труд, требующий умения концентрироваться, самодисциплины и выдержки. Это постоянное высокое напряжение. Потому и пенсии женщинам назначают после 15 лет работы, мужчинам — после 20. Многие, выработав положенный стаж, остаются работать в депо — дело знакомое и любимое.

Галина Павлова на выслугу не торопилась — но её как дипломированного специалиста с квалификацией и водительской, и диспетчерской перевели на должность ревизора службы движения, а затем назначили диспетчером центрального пункта. Там Галина Абдулловна трудится по сей день. Она первая узнаёт о нештатных ситуациях, первая выслушивает претензии недовольных пассажиров. Увы, на всех не угодишь. Бывает, пассажиры просят скорректировать график трамваев так, чтобы успеть пересаживаться с одного маршрута на другой. И приходится перекраивать всю сетку движения.

Когда-то вагоновожатая Галина Павлова думала, что составить график — дело нехитрое. Собственно, опытный диспетчер и правда успешно с этим справляется. Но каждое изменение в интересах одной группы пассажиров — риск нарушить привычный график другой группы. И вот чтобы найти устраивающий всех вариант, надо быть диспетчером-виртуозом, настоящим мастером и человеком с большим терпением.

Телефон диспетчерской временами чуть не раскаляется от звонков. Пассажиры задают вопросы, жалуются. Бывает, что и негатив из-за долгого ожидания трамвая на остановке достаётся диспетчеру. А как быть, если из стоящих в плане 108 поездов 20 не вышли на линию — заболел водитель или уволился кондуктор. Диспетчер должен говорить вежливо, даже если на другом конце провода — невыдержанный собеседник. И всё же, уверяет хозяйка центральной диспетчерской, трамвайщики стараются сделать всё, чтобы пассажирам было комфортно. Ведь именно за счёт пассажиров в первую очередь живёт электротранспортное предприятие. А магнитогорцы, сетуя на нехватку времени, тем не менее, всё чаще стараются ездить на трамвае. Ценят чёткое соблюдение графика, безопасность и удобство. Можно и с крупной дорожной сумкой разместиться, и с туристическим рюкзаком, и с детской коляской.

«Мне в жизни повезло»

Проблем у Маггортранса немало. Экономические реалии таковы, что он невольно становится кузницей кадров для других городов. Будущих водителей трамвая ныне обучают на базе первого депо. Профессию получить приходят в основном не выпускники школ, а люди постарше, делающие сознательный выбор. После стажировки едут в крупные города — там зарплаты несопоставимо выше. Кто-то уезжает навсегда, а кто-то оставляет семьи в Магнитке и возвращается домой, подзаработав на погашение ипотеки или учёбу детей-студентов.

Галину Абдулловну огорчает, что молодёжь уезжает из города, а её родное предприятие испытывает острый кадровый голод. Но есть повод  и для радости — прекрасный профессиональный коллектив, компетентные руководители, прошедшие в Маггортрансе  все ступени карьерной лестницы. И пассажиры, которые любят магнитогорский трамвай.

Сегодня, оглядываясь назад, Галина Абдулловна не сомневается: решение перебраться в Магнитогорск было верным. Здесь они с мужем нашли любимую работу — кстати, Владимир — ныне ведущий токарь цеха ремонта металлургического оборудования

№ 2, портрет его украшает Доску почёта ММК. Здесь выросли дети: дочь Анна — мастер спорта, тренер по дзюдо, сын Максим занимается грузоперевозками. «У нас крепкая трудовая семья», — с гордостью говорит Галина Павлова. С особенным теплом рассказывает о двухлетнем внуке Лёнечке, о том, как здорово вместе с близкими отдохнуть в Абзакове, поехать по грибы-ягоды в лес, покататься на тюбингах на Банном…

Галина Абдулловна считает, что ей в жизни повезло — попадались и попадаются только хорошие люди. А может быть, всё дело в том, что невозможно не проникнуться симпатией к женщине, излучающей доброжелательность и душевное тепло.



Предыдущая статья:




Магнитогорск © 2020 ·   Войти   · Наверх